ТрамвайБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Трамвай (англ. tramway, от tram — вагон, тележка и way — путь), средство городского наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути. Трамвайный вагон РВЗ-7 (Рижский вагоностроительный завод, 1975). Идея использования электрического тока для передвижения экипажей возникла в 30—40-х гг. 19 в., осуществление её стало практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций. Прототипом Трамвай можно считать предложенный в 1876 русским изобретателем Ф. А. Пироцким «рельсовый экипаж» с электродвигателем. В 1880 Пироцкий построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока. За рубежом работы по созданию Трамвай проводились в Германии (фирма «Сименс и Гальске») и др. странах. В 1881 Трамвай был пущен в Лихтерфельде, близ Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч, совершал рейсы на участке 2,5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение было распространено во многих странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация Трамвай в России началась в 90-е гг. (в 1892 — в Киеве, в 1896 — в Н. Новгороде, в 1899 — в Москве). Современное трамвайное хозяйство представляет собой сложный комплекс, в который входят технические средства — рельсовый путь (см. Верхнее строение пути), системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации — депо, ремонтные заводы, линейные службы движения. Питание Трамвай энергией — от тяговой сети. Электрический ток через тяговые подстанции, на которых переменный ток преобразуется в постоянный напряжением 500—750 в, поступает в контактную сеть. На моторном вагоне расположен токосъёмник, который при движении скользит по проводу контактной сети. Обратным проводом служат рельсы. В трамвайных сетях применяют цепную контактную подвеску, в которой контактный провод подвешивается над рельсовым путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или к натянутым между опорами поперечным (несущим) проводам на высоте 3,75—5,4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться от пусковых сопротивлений, применять электрическое торможение, значительно снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями (например, колёсные тележки с подрезиненными элементами). Перспективно применение Трамвай как внеуличного вида городского транспорта. В 70-е гг. 20 в. в СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Трамвай (скорость движения в 1,5—2 раза выше, чем у обычного). Особенно эффективен скоростной Трамвай на так называемых вылетных линиях, связывающих центральные городские районы с окраинными и загородными, отдалёнными промышленными районами и зонами отдыха. Для движения скоростного Трамвай необходим усовершенствованный путь, часто в черте города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении с линиями др. видов транспорта). Сооружение пути, эксплуатация пути и средств обслуживания скоростного Трамвай требуют меньших капиталовложений, чем метрополитен, от которого он выгодно отличается и тем, что позволяет более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Трамвай направлено на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии. В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами, что позволяет повысить провозную способность до 30—40 тыс. пассажиров в час.
Лит.: Кутыловский М. П., Федотов А. И., Подвижной состав трамвая, М. — Л., 1948. Н. А. Грунёнышев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|