Тинторетто Якопо

Большая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я 1 2 3 4 8 A L M P S T X
ТА ТБ ТВ ТЕ ТЁ ТИ ТК ТЛ ТМ ТО ТР ТС ТУ ТХ ТЦ ТЧ ТШ ТЫ ТЬ ТЭ ТЮ ТЯ
ТИА
ТИБ
ТИВ
ТИГ
ТИД
ТИЕ
ТИЗ
ТИЙ
ТИК
ТИЛ
ТИМ
ТИН
ТИО
ТИП
ТИР
ТИС
ТИТ
ТИУ
ТИФ
ТИХ
ТИЦ
ТИЧ
ТИШ
ТИЩ

Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti), Якопо (29.9.1518, Венеция, — 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539 работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто Якопо уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто Якопо вполне сложившимся мастером. В 50—60-х гг. 16 в. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто Якопо Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к головокружительным пространственным построениям. Тинторетто Якопо любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину, использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто Якопо, всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость [«Введение Марии во храм», около 1555, церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; «Спасение Арсинои», Картинная галерея, Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562—64, Галерея Академии, Венеция и Галерея Брера, Милан (см. илл.)]. Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Тинторетто Якопо дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение» и др.), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др.). Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто Якопо («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Особняком в позднем творчестве Тинторетто Якопо стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Тинторетто Якопо писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким психологизмом искусство Рембрандта.

Тинторетто. «Битва на море и на суше («Похищение Елены»). 1580-е гг. Прадо. Мадрид. Фрагмент. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Битва на море и на суше («Похищение Елены»). 1580-е гг. Прадо. Мадрид. Фрагмент.

Тинторетто. «Мученичество св. Екатерины». 1580-е гг. Церковь Санта-Катерина. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Мученичество св. Екатерины». 1580-е гг. Церковь Санта-Катерина. Венеция.

Тинторетто. «Несение креста». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Несение креста». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Происхождение Млечного Пути». 1570. Национальная галерея. Лондон. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Происхождение Млечного Пути». 1570. Национальная галерея. Лондон.

Тинторетто. «Распятие». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Распятие». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Нахождение тела св. Марка». Брера. Милан. Деталь. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Нахождение тела св. Марка». Брера. Милан. Деталь.

Тинторетто. «Введение во храм». Ок. 1555. Церковь Санта-Мария дель Орто. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Введение во храм». Ок. 1555. Церковь Санта-Мария дель Орто. Венеция.

Тинторетто. «Вознесение». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Вознесение». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Бегство в Египет». Фрагмент. 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Бегство в Египет». Фрагмент. 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Поклонение пастухов». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Поклонение пастухов». 1565—88. Скуола ди Сан-Рокко. Венеция.

Тинторетто. «Рождение Иоанна Крестителя». 1560-е гг. Эрмитаж. Ленинград. Тинторетто Якопо.

Тинторетто. «Рождение Иоанна Крестителя». 1560-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

  Проникнутое бунтарским духом творчество Тинторетто Якопо ярко отражало идейные, в частности религиозные, брожения 2-й половины 16 в. и отвечало запросам демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Тинторетто Якопо немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто Якопо делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения.

 

  Лит.: Виппер Б. Р., Тинторетто, М., 1948; Tietze Н., Tintoretto, L., 1948; Newton Е., Tintoretto, L., [1952].

Я. Тинторетто. Автопортрет. Около 1590. Лувр. Париж. Тинторетто Якопо.

Я. Тинторетто. Автопортрет. Около 1590. Лувр. Париж.

  В. Н. Лазарев.

Так же Вы можете узнать о...


Хемоядерный реактор ,ядерный реактор, предназначен для проведения в нём радиационно-химических процессов.
Батурин Пафнутий Сергеевич (р. около 1740 — ум.
Деснос Робер Деснос (Desnos) Робер (4.7.1900, Париж, — 8.
Краснооктябрьский (пос. гор. типа в Марийской АССР) Краснооктябрьский, посёлок городского типа в Медведевском районе Марийской АССР.
Оверэйсел (Overijssel), провинция в Нидерландах, у залива Эйселмер.
Сен-Сир Лоран Сен-Сир, правильнее Гувьон-Сен-Сир (Gouvion-Saint-Cyr) Лоран (13.
Химические уравнения, см. Уравнения химические.
Бегущей волны антенна, направленная антенна, вдоль геометрической оси которой распространяется бегущая волна электромагнитных колебаний.
Дёренные, дёреновые, семейство двудольных растений; то же, что кизиловые.
Крейбих Карл Крейбих (Kreibich) Карл (14.12.1883, Цвиков, — 2.
Одноголосие, монодия (греч. monodia — песня одного певца, от monos — один и ōdos — певец), музыкальный склад, сводящийся к одной мелодии, исполняемой певцом или музыкантом-инструменталистом, нередко и несколькими исполнителями (в унисон или октаву).
Сергач, город, центр ского района Горьковской области РСФСР.
Хлорирование (в цветной металлургии) Хлорирование в цветной металлургии, технологический процесс нагрева материалов, содержащих цветные металлы, в атмосфере хлора, хлорсодержащих газов или в присутствии хлористых солей с целью извлечения и разделения цветных металлов.
Бекмана перегруппировка, химическая реакция превращения оксимов в амиды кислот под действием кислотных дегидратирующих агентов (PCI5, H2SO4, олеум и др.
Джерада, город на северо-востоке Марокко, в провинции Уджда.
Кривичи (пос. гор. типа в Минской обл.) Кривичи, посёлок городского типа в Мядельском районе Минской области БССР, на р.
Окислы природные, группа минералов, представляющих собой природные химические соединения элементов с кислородом, с гидроксильной группой (т.
Серра-Пакарайма (Serra Pacaraima), Сьерра-Пакарайма (Sierra Pacaraima), горный хребет в центральной части Гвианского плоскогорья, на границе Бразилии с Венесуэлой и Гайаной.