Мотороллер (нем. Motorroller, буквально — катящийся с помощью мотора, от Motor — мотор, двигатель и rollen — катить), разновидность мотоцикла, отличающаяся более комфортабельными условиями для водителя. Передний щит, переходящий внизу в широкие подножки, хорошо защищает водителя и пассажира от пыли и грязи. Размещение закрытого кожухами двигателя под сиденьем, наличие меньшего, чем у мотоцикла, колеса обеспечивают удобную посадку водителя. Основные недостатки Мотороллер — ограниченная проходимость по дорогам без твёрдого покрытия, малая устойчивость при езде по неровной дороге.

Мотороллер «Вятка» В-150Мотороллер
Двигатель Мотороллер обычно двухтактный, одноцилиндровый. Охлаждение — воздушное, принудительное (от вентилятора). Пуск большинства двигателей — электрическим стартером. Максимальная скорость 70—95 км/ч. Массовое производство Мотороллер началось в конце 40-х гг. (в СССР — с 1957). В начале 70-х гг. выпуск Мотороллер за рубежом из-за малого спроса резко снизился и с 1972 прекращен. В СССР Мотороллер (табл.) производят заводы в Туле и Вятских Полянах; в 1973 выпущено 140 тыс. Мотороллер На базе Мотороллер созданы 3-колёсные транспортные средства для перевозки 100—150 кг груза.
Технические характеристики мотороллеров, выпускаемых в СССР
Показатели |
Модель |
«Вятка»
В-150М |
«Турист» |
Рабочий объём двигателя, см3 |
148 |
199 |
Максимальная мощность при 4800 об/мин, квт (л. с.) |
4,42 (6) |
8,24(12) |
Максимальная скорость, км/ч |
70 |
90 |
Количество передач |
3 |
4 |
Размер шин, дюймы |
4,00—10 |
4,00—10 |
Масса, кг |
120 |
145 |
Лит.: Грузовые мотороллеры, 2 изд., Мотороллер, 1969; Волков А. Т., ремонт мотороллеров, 2 изд., Мотороллер, 1967.
С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.