Культурно-просветительная работаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Культурно-просветительная работа в СССР, система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. Культурно-просветительная работа является составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии и Советского государства, профсоюзов, комсомола. Под термином «Культурно-просветительная работа» понимают направленную деятельность клубных учреждений, массовых библиотек, парков и садов культуры и отдыха; большое место занимает Культурно-просветительная работа в работе музеев, кинотеатров, театров и др. учреждений культуры, а также радио и телевидения. В широком смысле понятием Культурно-просветительная работа охватывается любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека. Становление и развитие Культурно-просветительная работа как самостоятельной области идеологической деятельности начались после победы Октябрьской революции 1917 и непосредственно связаны с осуществлением в СССР культурной революции. Главные задачи и важнейшие принципы Культурно-просветительная работа определены В. И. Лениным, развиты в решениях съездов Коммунистической партии, в постановлениях ЦК КПСС по идеологическим вопросам. Ленин рассматривал Культурно-просветительная работа как часть партийного дела и вместе с тем как осуществление культурно-воспитательной функции Советского государства. Эта важнейшая идея была положена в основу созданного в системе Наркомпроса РСФСР в ноябре 1920 Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвет), объединившего функции партийного и государственного руководства этой областью. Значительный вклад в разработку теории и практики Культурно-просветительная работа внесла Н. К. Крупская, руководившая с первых дней Советской власти Внешкольным отделом Наркомпроса РСФСР, а с 1920 — Главполитпросветом. В дальнейшем по мере роста и совершенствования Культурно-просветительная работа, создания многообразной сети культурно-просветительных учреждений механизм руководства Культурно-просветительная работа соответственно изменялся. В наркомпросах (позднее министерствах просвещения союзных республик) создаются управления изб-читален и домов культуры, управления библиотек и т. п. С 1945 руководство К.-л. р. передаётся в специально созданные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министров союзных республик, а с 1953 в министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик. Культурно-просветительная работа в СССР имеет следующие основные направления: формирование коммунистического мировоззрения, трудовое воспитание, нравственное воспитание, атеистическое воспитание, научно-техническая пропаганда и распространение экономических знаний, эстетическое воспитание, физическое воспитание, организация художественной самодеятельности, отдыха и развлечений. Формы Культурно-просветительная работа постоянно развиваются и совершенствуются. Наряду с такими традиционными формами, как беседы, лекции, доклады, спектакли, концерты, в клубных учреждениях всё шире проводятся тематические вечера, читательские конференции, устные журналы, создаются народные университеты, кинолектории, любительские объединения по интересам и т. п. Большое место в Культурно-просветительная работа занимает художественная самодеятельность; с 60-х гг. начала развиваться её высшая форма — народные театры. В 1971 в СССР работали 133 тыс. клубных учреждений, 128,6 тыс. массовых библиотек (с общим фондом 1366,1 млн. экземпляр книг и журналов), 553 профессиональных театра (свыше 114 млн. посещении), 1173 музея (свыше 110 млн. посещений), 157,1 тыс. киноустановок (4656 млн. посещений киносеансов). В клубных учреждениях за 1970 проведено 5273 тыс. лекций и докладов (присутствовало свыше 477 млн. человек), дано 2334 тыс. спектаклей и концертов силами художественной самодеятельности (присутствовало 417,4 млн. человек), работали 440 тыс. кружков (6951 тыс. участников); в 1970 насчитывалось около 16 тыс. народных университетов с 3218 тыс. слушателей. Всесоюзное общество «Знание» и его отделения на местах организуют чтение публичных лекций, принимают активное участие в работе народных университетов и т. п. За 1970 обществом «Знание» проведено 18237 тыс. лекций, на которых присутствовало 951 млн. человек. Большую Культурно-просветительная работа проводят комсомол и др. общественные организации, отделы пропаганды союзов писателей, композиторов, художников, кинематографистов, республиканские хоровые общества, общества охраны памятников истории и культуры и т. д. Подготовка кадров культурно-просветительных работников ведётся в институтах культуры, высших профсоюзных школах, культурно-просветительных училищах, библиотечных техникумах (см. Культурно-просветительное образование). В ряде педагогических, медицинских, с.-х. и др. вузов в 60-е гг. созданы факультеты общественных профессий, готовящие общественных руководителей Культурно-просветительная работа параллельно с основной специальностью. Для разработки теории и методики Культурно-просветительная работа в 1969 в Москве образован Научно-исследовательский институт культуры министерства культуры РСФСР. Во всех союзных и автономных республиках, в краях и областях действуют методические кабинеты культурно-просветительной работы, дома народного творчества и дома художественной самодеятельности. Вопросы Культурно-просветительная работа освещаются главным образом в газете «Советская культура», в специальных журналах «Культурно-просветительная работа», «Клуб и художественная самодеятельность», «Соцiaлистычна культура» (на украинском языке) и журналах, посвящённых Культурно-просветительная работа, выходящих на армянском, азербайджанском, эстонском языках.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 463—64; т. 38, с. 329—32; т. 40, с. 160—65; т. 41, с. 138—50, 398, 408; т.44, с.155—75; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971, с. 278—79; Крупская Н. К., Педагогические сочинения, т. 7—9, М., 1959—60; Фрид Л. С., Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917—1929 гг.), Л., 1941; Культурно-просветительная работа, [М], 1969; Клубоведение, М., 1972. М. В. Раузен. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|