ГлиптикаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Глиптика (греч. glyptike, от glypho — вырезаю, выдалбливаю), искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства. Резные камни (геммы) с глубокой древности служили печатями (знаками собственности), амулетами и украшениями. Геммы выполнялись из мягких (стеатит, гематит, серпентин) или твёрдых (сердолик, халцедон, хрусталь) пород камня вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Геммы с углублёнными изображениями называются инталиями, с выпуклыми — камеями. Цилиндрическая печать с изображением мифологических персонажей и животных. Сер. 3-го тыс. до н. э. Шумер. Британский музей. Лондон. Древнейшие известные нам произведения Глиптика, созданные в Месопотамии, Передней Азии и Египте в 4-м тыс. до н. э., свидетельствуют о высоком уровне её развития. Это главным образом цилиндрические печати (инталии), оттиски которых дают развёрнутые многофигурные композиции. Многочисленные произведения Глиптика Месопотамии отражают стилистическую эволюцию её изобразительного искусства (см. Вавилоно-ассирийская культура). На древнейших печатях Шумера (начало 3-го тыс. до н. э.) часто встречаются наивно-реалистические фигуры животных и людей, жанровые и мифологические сцены; изображения отличаются непринуждённостью композиции и живостью движений. Позже изображения становятся статичными и условными, часто превращаясь в подобие геометрического узора. В Глиптика Аккада (23 в. до н. э.) вновь усиливаются реалистические тенденции, изображения становятся объёмными, композиция приобретает большую свободу и динамику. Традиции Аккада продолжают цилиндрические печати Ассирии (1-е тыс. до н. э.), для которых характерны многообразие сюжетов (наиболее распространены сцены охоты и войны), тщательность отделки, тяготение к декоративной орнаментальности. С традициями месопотамской Глиптика связаны геммы Урарту (9—7 вв. до н. э.) и ахеменидской Персии (6—5 вв. до н. э.). Печати Египта имеют, как правило, форму священного жука-скарабея; на нижней стороне печати вырезались подчинённые плоскости камня иероглифические тексты или изображения мифологических персонажей. Геммы Крита (3—2-е тыс. до и. э.) отличаются остротой и свободой композиции, динамизмом и обобщенностью рисунка, умением резчика вписать в крошечный овал камня сложные сюжетные композиции. Наряду с излюбленными в критской Глиптика изображениями животных здесь впервые появляются портретные изображения людей. Критская Глиптика оказала влияние на развитие Глиптика в микенской Греции. Высокого расцвета достигло искусство Глиптика в Древней Греции и Риме. Греческие геммы чаще всего имели заимствованную из Египта форму скарабея, широко распространившуюся впоследствии в античных Глиптика В геммах архаической Греции (6 в. — начало 5 в. до н. э.) законченность изображений, меткость отдельных реалистических наблюдений сочетаются с декоративным изяществом и точной обобщенностью форм. В 5—4 вв. до н. э., когда складываются классические формы античной Глиптика, всё большее значение приобретает использование резчиком декоративных качеств камня, мягких живописных эффектов просвечивания. Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличаются лаконизмом композиции, спокойной ясностью и гармонией. Печатям Дексамена Хиосского (2-я половина 5 в. до н. э.), сохранившим подпись мастера, присущи редкое чувство красоты камня, безукоризненные пропорции, тончайший рисунок, едва уловимые градации рельефа (гемма с изображением летящей цапли, Эрмитаж, Ленинград; гемма с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). В эпоху эллинизма меняется не только круг изображений, но и внешний вид гемм. После походов Александра Македонского в Грецию широко ввозятся многоцветные восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы. Начинают входить в моду камеи — роскошные рельефные геммы из многослойного полихромного сардоникса, нередко достигающие большого размера. При дворах эллинистических монархов особого расцвета достигает портретная Глиптика Выполненная неизвестным александрийским резчиком прославленная «камея Гонзага» с изображением эллинистического царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои (3 век до н. э., Эрмитаж, Ленинград) соединяет виртуозную пластику рельефа с умелым использованием присущих камню тончайших цветовых нюансов. В эпоху эллинизма геммы ценились и собирались как произведения искусства и предметы роскоши. С падением эллинистических центров Рим становится местом, куда устремляются мастера Глиптика Античная Глиптика переживает новый расцвет при дворе Юлиев-Клавдиев. Крупнейшими мастерами древнеримской Глиптика были греки Агатоп, Солон, Диоскурид. Последний, став личным резчиком императора Августа, положил начало династии придворных мастеров. Помимо воспроизведения прославленных образцов прошлого, римского мастера создают портретные геммы, отточенные по характеристике, и роскошные многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими изображениями (гемма «Увенчание Августа», приписывается Диоскуриду, конец 1 века до н. э., Художественно-исторический музей, Вена; самая крупная камея древности — т. н. Парижская камея, 31 см´ 26 см, круг Диоскурида, Национальная библиотека, Париж). На Дунае и Рейне, в Северном Причерноморье и Закавказье существовали местные школы Глиптика, сохранявшие и своеобразно претворявшие традиции эллинистического и римского искусства. Агатоп. Мужской портрет. Между 2 в. до н. э. и 1 в. н. э. Древний Рим. Археологический музей. Флоренция. Дексамен. «Летящая цапля». 3-я четв. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж. Ленинград. В средние века Глиптика развивалась главным образом на Востоке. Сохраняющей в значительной мере античные традиции Глиптика Византии свойственны вместе с тем тяготение к плоскостности, графическое изящество, нарастающая со временем схематизация форм. На мусульманском Востоке широкое распространение получают геммы с надписями. Каллиграфически тонкие резные тексты украшают печати средневекового Китая. Печать с изображением Октавиана в образе Нептуна. 1 в. до н. э. Древний Рим. Музей изящных искусств. Бостон. Глиптика в Западной Европе вновь возрождается в эпоху Ренессанса вместе с интересом к наследию древности и собиранием античных гемм. Ведущее место в ренессансной Глиптика принадлежит итальянским мастерам. Наряду с копированием произведений античных Глиптика они создают профильные трёхчетвертные портреты современников. Широкой известности достигли мастера В. Белли, Дж. Бернарди, Якопо да Треццо и др. В 16 в. возникает стремление к декоративной пышности, формы гемм усложняются. Миланские мастера Алессандро и Антонио Маснаго вводят в моду пёстрые полихромные камеи со сложными, динамичными сюжетными композициями. Однако произведённые Глиптика постепенно утрачивают самостоятельное значение и всё чаще используются для декорировки мебели, утвари, одежды. А. Маснаго. «Язон, поражающий дракона». Камея. 16 в. Италия. Художественно-исторический музей. Вена. Новый подъём Глиптика связан с эпохой классицизма (18 — начало 19 вв.), когда вновь начинает господствовать антикизирующее направление. Мастера-резчики (в Италии — семейство Пихлеров, в Германии — Л. Наттер и др.) выполняют, как правило, заказы знатных европейских коллекционеров. При французском дворе работал Жак Юэ, при русском — Карл Леберехт. К числу выдающихся мастеров этого времени принадлежат русские резчики, учившиеся в медальерном классе петербургской АХ: А. А. Есаков, И. А. Шилов, П. Е. Доброхотов. В 19 в. Глиптика как вид искусства приходит в упадок. П. Е.Доброхотов. «Меркурий, дающий Парису яблоко». 1820. Россия. Эрмитаж. Ленинград.
Оттиск цилиндрической печати с изображением мифологических персонажей и животных. Сер. 3-го тыс. до н. э. Шумер. Британский музей. Лондон. Лит.: Максимова М. И., Античные резные камни Эрмитажа, Л., 1926; её же, Резные камни XVIII—XIX веков, Л., 1926; Лордкипанидзе М. Н., Геммы Государственного музея Грузии, т. 1—4, Тб., 1954—67 (на груз. и рус. яз.); Борисов А. Я., Луконин В. Глиптика, Сасанидские геммы, Л,, 1963: Каган Ю. О., Выставка западноевропейской глиптики XIII — XVII веков, Л., 1969; Furtwängler А., Die antiken Gemmen, [Bd] 1—3, В, — Lpz., 1900; Delaporte L., Catalogue des cylindres orientaux, v. 1—2, P., 1920—23; Vo1lenweider M. L., Die Steinschneidekunst und ihre Kunstler in spätrepublikanischer und augusteischer Zeit, Baden-Baden, 1966. Гемма с изображением Горгоны. Сер. 5 в. до н. э. Древняя Греция. Эрмитаж. Ленинград. О. Я. Неверов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|