Воздушная подушкаБольшая Советская Энциклопедия. Статьи для написания рефератов, курсовых работ, научные статьи, биографии, очерки, аннотации, описания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Воздушная подушка, область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах-орудиях. Применяется в транспортных устройствах (судно на воздушной подушке, экраноплан и так называемые летательные аппараты), в различных приборах (гироскопах) и механизмах в роли «воздушного подшипника» для уменьшения трения между взаимно соприкасающимися поверхностями. Различают статический и динамический способы образования Воздушная подушка В статическом способе давление в Воздушная подушка создаётся вентилятором или компрессором, в динамическом — относительной скоростью воздушного потока. Из многих известных схем (способов) образования Воздушная подушка основные: камерная, сопловая, щелевая и крыльевая. Основные схемы образования воздушной подушки: а — камерная; б — сопловая; в — щелевая; г — крыльевая. По камерной схеме (рис., а) подъёмная сила возникает вследствие статического давления воздуха, нагнетаемого вентилятором под основание камеры. От действия подъёмной силы камера поднимается и через образовавшийся между кромками камеры и опорной поверхностью зазор происходит истечение воздуха. Так как площадь истечения достаточно велика, то даже при сравнительно малых зазорах требуется значительный расход воздуха. По сопловой схеме (рис., б) Воздушная подушка образуется за счёт истечения воздуха из сопла, расположенного по периметру соплового устройства. Подъёмная сила складывается из силы статического давления на основание соплового устройства и реактивных сил истечения воздуха через сопло. Эта схема позволяет получать большие зазоры между основанием соплового устройства и опорной поверхностью при меньших расходах воздуха. По щелевой схеме (рис., в) Воздушная подушка образуется в тонкой щелевой полости, из которой воздух вытекает во все стороны. Эта полость располагается между специальной профилированной несущей и опорной поверхностями транспортного устройства, подвижными и неподвижными элементами механизмов в машине-орудии. Повышенное давление в Воздушная подушка поддерживается в результате относительного движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха. По крыльевой схеме (рис., г) Воздушная подушка образуется вследствие повышенного давления воздуха под крылом летательного аппарата (например, экраноплана) при его движении с некоторым углом атаки вблизи опорной поверхности.
Лит.: Степанов Г. Ю., Гидродинамическая теория аппаратов на воздушной подушке, М., 1963. К. П. Вашкевич. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|